Банки будут проверять страницы клиентов в соцсетях


Социальные сети станут подспорьем банков в оценке платежеспособности заемщиков. Планируется, что информация из личных интернет-страниц поможет повысить эффективность процесса рассмотрения кредитных заявок. Что, в свою очередь, поспособствует снижению риска невозврата займов.

скоринг по соцсетям

Пилотные проекты

Некоторые банки уже перешли от слов к действию, начав тестирование новой опции. РБК стало известно, что пробная программа скоринга по социальным сетям внедряется в Альфа-банке. Запуск проекта планируется на конец этого года. Что такое скоринговая оценка, читайте в этой статье
Инициативу расширения источников информации для оценки платежеспособности заемщиков подхватил и банк «Тинькофф кредитные системы». Но здесь работа по изучению данных в соцсетях проводится лишь по согласию самого клиента. Пресс-служба ТКС Банка сообщает, что новый этап включается в процесс рассмотрения кредитной заявки только в случае указания потенциальным заемщиком своего электронного адреса.
Тестирование пилотного проекта по скорингу с помощью соцсетей проводится также ОТП и «Хоум Кредит банком». Кредиторы адаптируют новый метод работы к процессу рассмотрения кредитных заявок и оценке надежности клиентов.
В целом, банкирам не особо по душе комментирование вопроса о скоринге по соцсетям. Планируемыми новшествами в работе они делятся неохотно, поскольку боятся недовольства со стороны потенциальных клиентов.







На что обращают внимание банки

Не закрытый полностью профиль в социальной сети может отражать немало информации о своем владельце. Благодаря этому банкиры решили больше узнавать о клиентах и, как следствие, точнее оценивать их платежеспособность.
Зампред правления ОТП Банка Сергей Капустин рассказал, что в процессе скоринга по соцсетям обращают внимание на круг общения потенциального заемщика. К примеру, наличие в друзьях должников по кредитам и лиц с «запятнанной» кредитной историей способно не лучшим образом повлиять на составление портрета анализируемого клиента. Знакомые же с образцовой платежной дисциплиной повышают шансы получить позитивный ответ на заявку о выдаче займа.
ТКС Банк поделился, что первостепенное значение уделяет проверке реальности самого аккаунта, дате его создания и уровню активности пользователя. Действия направлены на снижение риска оформления займов на вымышленные лица и предупреждение мошенничества.
С помощью соцсетей банки могут узнать место учебы и работы клиента, его увлечения и круг общения, активность в сети и другие сведения. Многое из анализируемой информации, по мнению специалистов, может быть взаимосвязано с финансовой дисциплиной заемщика. К примеру, чрезмерная активность в интернете в течение рабочего дня, возможно, говорит о несобранности и малой отдаче своему делу. Посещение популярных курортов может подтверждать достаток и финансовую стабильность клиента. А вот используемые в переписке ругательства и ненормативная лексика при анализе данных из соцсетей плюсиков заемщику не добавляют.

Скоринг по соцсетям – вспомогательная мера

Определение степени надежности клиентов по профилям в социальных сетях относится к дополнительным мероприятиям. Будь у банкиров возможность черпать информацию из более серьезных источников, таких как база Пенсионного фонда России и Федеральной налоговой службы, скоринг по соцсетям и вовсе стал бы неактуальным.
Государственные базы данных достоверно отражают дисциплинированность граждан в вопросах выплат. Это позволяет узнать объективную информацию о финансовом положении клиентов. На данном этапе такую возможность имеет узкий круг кредитных организаций. К примеру, Сбербанк имеет доступ к базе данных ПФР. Логично, что для него изучение электронных адресов клиентов неактуально.
А пока банкиры надеются, что скоринг по соцсетям будет помогать в процессе рассмотрения кредитных заявок и определении уровня надежности заемщиков. Правда, доступ к личной информации клиента может быть ограничен настройками профиля. Да и реальность в виртуальном мире может искажаться. Полностью защититься от этого нельзя. Следовательно, вопрос о возможностях расширения объема информации для банков остается открытым.