Бюро кредитных историй собирают информацию о долгах ЖКХ


Когда-то давно, в эпоху Советского Союза, коммунальные услуги стоили копейки. Свет и газ, вода и отопление, телефон и радиоточка в стандартной «двушке» могли «затянуть» 10-15 рублей лишь при условии чуть ли не круглосуточного использования, поэтому коммунальные платежи не «пробивали» брешь даже в скромном бюджете пенсионеров, не говоря уже о работающих людях. Но сегодня ситуация кардинально изменилась: коммунальные тарифы настолько высоки, что «съедают» большую часть пенсий и зарплат-бюджетников, поэтому далеко не каждый россиянин может выплачивать квартплату регулярно, из месяца в месяц, без просрочек.

kreditnie istorii

Таким образом, своевременная выплата коммунальных тарифов превратилась в своеобразный показатель финансовой стабильности человека, косвенно доказывающим наличие у него источника регулярного дохода (например, зарплаты, пенсии либо процентного дохода, получаемого от финансово выгодных инвестиций).
Неудивительно, что на этот показатель обратили внимание представители бюро кредитных историй, задумавшись над тем, чтоб включить информацию о коммунальных платежах, точнее, о долгах в этой сфере, в свою систему накапливания блоков данных по заемщикам. Между прочим, за рубежом уже несколько десятилетий подряд вся информация о неуплате коммунальных платежей по ЖКХ передается в инстанции, выполняющие функции бюро кредитных историй.







Впервые с этой идеей в апреле 2014 года выступило «Объединенное кредитное бюро», а толчком к ее формированию стали последние статистические данные, опубликованные Министерством регионального развития о том, что общая сумма задолженности по оплате коммунальных тарифов составила в России 170,0 млрд.рублей. Данная инициатива вызвала у большей части представителей кредитных бюро искреннее одобрение. Так, по словам Сергея Шпетера, занимающего должность вице-президента Национальной службы взыскания, этот показатель рассматривается как важнейший шаг, способный обеспечить информационную прозрачность финансово-имущественного рынка.

Но пока информация о передаче коммунальных платежей в БКИ была озвучена только в интервью генерального директора Объединенного кредитного бюро Даниэля Зеленского, а не опубликована в виде пресс-релиза либо заявлена во время пресс-конференции, поэтому ей никак нельзя придавать официальный статус. Такой формат, по мнению финансовых экспертов, был выбран в связи с объективными причинами. К ним можно отнести юридические проволочки, создаваемые существующим законодательством в сфере финансовой системы, а также неразвитость жилищно-коммунального рынка. Именно поэтому информацию о том, как человек выполняет свои обязательства по уплате жилищно-коммунальных услуг включить в кредитную историю гражданина пока невозможно, ведь правила формирования кредитной истории регламентируются федеральным законом о кредитной истории. Но при этом, ничего не мешает участникам кредитного рынка создавать отдельный продукт, тем более, что обеспечить кредиторам полный доступ к базам данных ЖКХ можно и с юридической и с технической точки зрения.

Гораздо более серьезной преградой является нежелание самих плательщиков участвовать в данной системе, поскольку граждане, на которых числятся задолженности за газ, воду или свет, вполне естественно не хотят их афишировать. А без наличия данного согласия, дело будет крайне сложно сдвинуть с мертвой точки. Использование данных будет идти вразрез с законом о защите персональных данных (напомним, что закон регламентирует правила работы с личными данными физических лиц, которые могут передаваться третьим лицам лишь при их личном согласии).
Но, скорее всего, сотрудники БКИ пройдут уже проторенным путем, ведь еще парулет назад похожая ситуация возникла с бюро кредитных историй, которым заемщики не разрешали сообщать информацию о себе банковским структурам, поэтому теперь разрешение на передачу данных автоматически включается в условия кредитного договора. Г-н Шпетер предполагает, что спустя 2-3 года этот же способ будет использоваться и в секторе ЖКХ. Что касается добросовестных плательщиков, то им такая практика, наоборот, сможет помочь, позволяя влиять на негативную кредитную историю и формировать новую, более положительную.

Если вы не успеваете оплатить услуги ЖКХ обычным способом, воспользуйтесь Интернет — детали на этой странице

Еще один «подводный камень» данного начинания – заинтересованность коммунальщиков, ведь россияне не могут выбирать самостоятельно, у какой компании обслуживаться. А ведь в Европе и Америке положительная кредитная история уменьшает тарифы, по которым обслуживается клиент и позволяет компаниям, работающим на ниве ЖКХ, предотвращать возможные задолженности у своих клиентов, поэтому они крайне заинтересованы сотрудничать с БКИ. В России у коммунальщиков такой заинтересованности нет, ведь предприятия являются монополистами и им все равно, какие инновации будут внедрены на рынке.
Конечно, предоставление в БКИ данных о платежных историй россиян – это длительный процесс, но уже с 01.03.2015 года Национальное БКИ стало собирать информацию о долгах за коммунальные тарифы и связь. Данные будут внесены в основную часть кредитных историй заемщиков, являясь инструментом финансовой дисциплины и подспорьем для кредиторов в принятии ими решения о выдаче займа, но пока закон не принят, юридической силы они пока иметь не будут.